Глава I

ИСТОКИ

Состояние дел в промышленности к началу царствования Николая I было наихудшим за всю историю Российской империи. Промышленности, способной конкурировать с Западом, где в то время уже подходила к концу промышленная революция, фактически не существовало (подробнее см. Индустриализация в Российской империи). В экспорте России было лишь сырье, почти все виды промышленных изделий, необходимые стране, приобретались за рубежом.


К концу царствования Николая I ситуация сильно изменилась. Впервые в истории Российской империи в стране начала формироваться технически передовая и конкурентоспособная промышленность, в частности, текстильная и сахарная, развивалось производство изделий из металла, одежды, деревянных, стеклянных, фарфоровых, кожаных и прочих изделий, начали производиться собственные станки, инструменты и даже паровозы. По мнению экономических историков, этому способствовала протекционистская политика, проводившаяся в течение всего царствования Николая I. Как указывает И.Валлерстайн, именно вследствие протекционистской промышленной политики, проводившейся Николаем I, дальнейшее развитие России пошло не по тому пути, по которому в то время шло большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки, а по иному пути — пути индустриального развития.


По мнению академика Струмилина C.Г., именно в царствование Николая I в России произошёл промышленный переворот, аналогичный тому, что начался в Англии во второй половине XVIII века. В результате интенсивного внедрения машин (механических ткацких станков, паровых машин и т. д.) резко выросла производительность труда: с 1825 по 1863 годы годовая выработка продукции русской промышленности на одного рабочего выросла в 3 раза, в то время как в предыдущий период она не только не росла, но даже снижалась. С 1819 по 1859 годы объём выпуска хлопчатобумажной продукции России увеличился почти в 30 раз; объём машиностроительной продукции с 1830 по 1860 годы вырос в 33 раза.


Крепостной труд в промышленности быстро вытеснялся свободным трудом, к чему правительство прилагало немалые усилия. В 1840 году было принято решение Государственного совета, утвержденное Николаем I, о закрытии всех посессионных фабрик, использовавших крепостной труд, после чего только в период 1840—1850 годов, по инициативе правительства, было закрыто более 100 таких фабрик. К 1851 году число посессионных крестьян сократилось до 12-13 тысяч, в то время как в конце XVIII — начале XIX вв. их число превышало 300 тысяч.


Впервые в истории России при Николае I началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твердым покрытием: были построены трассы Москва — Петербург, Москва — Иркутск, Москва — Варшава. Из 7700 миль шоссейных дорог, построенных в России к 1893 году, 5300 миль (около 70 %) было построено в период 1825—1860 годов... Было также начато строительство железных дорог и построено около 1000 верст железнодорожного полотна, что дало стимул к развитию собственного машиностроения.


Бурное развитие промышленности привело к резкому увеличению городского населения и росту городов. Доля городского населения за период царствования Николая I выросла более чем в 2 раза — с 4,5 % в 1825 году до 9,2 % в 1858 году.

В промышленном развитии пореформенной России можно выделить пять этапов. Первый представляет собой стартовый период широкого и активного становления фабрично-заводского производства и охватывает примерно 25-летний срок – с конца 50-х до начала 80-х годов XIX в. Второй этап, как первый шаг собственно индустриальной эпохи, начавшись примерно с 1885 г., завершился в 1900 г. В его рамках фабрично-заводская промышленность пережила небывалый подъем (1895–1899 гг.). Промышленный рывок сменился кризисом 1901–1902 гг. и затяжной депрессией (1903–1908 гг.). Это был третий этап. Четвертый характеризует экономический подъем 1909–1913 гг., прерванный первой мировой войной. Развитие промышленности в условиях военного времени составляет основу пятого этапа.

В 1914–1916 гг. наблюдается устойчивое падение производительности труда – важнейшего обобщающего показателя состояния дел в экономике и на производстве. Промышленность и хозяйство в целом оказались в ситуации, аналогичной той, которая сложилась в период системного кризиса в начале столетия. Кризис 1916–1917 гг. способствовал и стал прологом последовавшего за ним хозяйственно-экономического крушения страны в 1918–1921 гг.


Оценивая в целом итоги индустриального развития страны в период до 1917 г., можно констатировать следующее. Российская империя отставала от наиболее промышленно развитых стран Запада, но ее никак нельзя считать отсталой, поскольку она входила в группу индустриальных государств-лидеров. Об этом свидетельствуют следующие данные: в 1913 г. Россия по производству всей промышленной продукции занимала в мире пятое место, а в Европе – четвертое, по добыче угля – соответственно шестое и пятое, нефти второе и первое, торфа – первое и первое, по выплавке чугуна – пятое и четвертое, стали – пятое и четвертое, по совокупному показателю машиностроения – четвертое и третье места.

Падение крепостного права способствовало постепенному развитию в Саратовской губернии капиталистической промышленности. Она почти целиком оставалась связанной с переработкой продуктов сельского хозяйства. В 50—70-е годы она была представлена водяными и ветряными мельницами, маслобойнями, работавшими на основе ручного труда, винокуренными, суконными, кожевенными, табачными и другими предприятиями. С 1870-х годов в общем объеме продукции губернии возрастает доля парового, мукомольного и маслобойного производств.саратовских крестьян в годы первой российской революции. Саратов превратился в один из крупнейших центров мукомольного производства.

В конце XIX века начинается сооружение более крупных заводов. В 1989 году в Саратове был основан Волжский сталелитейный завод, в 1899 году — гвоздильно-проволочный братьев Гантке (ныне ОАО «Метизный завод»). В 1896 году началось строительство цементного завода в г. Вольске мощностью в 1,2 миллиона бочек цемента в год (ныне завод «Большевик»).

Однако большинство предприятий были мелкими, полукустарного типа. В 1900 году в губернии насчитывалось 9340 промышленных заведений, на которых работало от 1 до 20 рабочих. Заводов, имеющих от 100 до 500 рабочих, было до 10, а свыше 500 — лишь 3.

В 1879 году, в Москве, было создано «Товарищество нефтяных промыслов братьев Нобель» (сокращенно «Бранобель»). Нефть добывалась на Апшеронском полуострове, на территории нынешнего Азербайджана, входившего тогда в состав Российской империи. При добыче нефти они начали сливать нефть вместо ям — в металлические емкости. 

Они же создавали танкерный флот на Волге и Каспии. Регулярные перевозки нефти наливом по Волге начались в 1875 году, до Нижнего Новгорода.

Проектированием и производством оборудования для добычи, сбора, переработки , хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов, занимались как зарубежные, так и российские компании.

Наибольший вклад в развитие топливной промышленности Российской Империи сделала, основанная в 1880 году, компания «Инженеръ А.В. Бари».


Главная контора размещалась в Москве, а отделение в Санкт-Петербурге. Кроме этого в состав конторы входили заводы:

  • Котельный завод г. Москва;
  • Котельный завод, Санкт-Петербург;
  • Мостостроительный завод, г. Оренбург;
  • Судостроительный завод, г. Саратов.

Главным инженером компании длительное время работал В.Шухов — автор многочисленных видов оборудования:

  • насос для добычи нефти;
  • стальные клепанные резервуары;
  • нефтетрубопровод;
  • котлы «системы Шухова»;
  • стальные клепанные башни;
  • а также фермы, мосты
  • крекинг-процесс для переработки нефти.

В 1878 году с участием В.Шухова был построен первый нефтетрубопровод и в 1884 году стальные клепанные нефтеналивные баржи.

Введение впервые в мире наливных судов, нефтетрубопроводов, вагонов-цистерн, организация целой системы складов, оборудованных железными резервуарами, по основным промышленным регионам, привели к тому, что русский керосин полностью вытеснил американский на российском рынке и стал достойным конкурентом на мировом рынке.

Первые клепанные стальные нефтеналивные баржи были изготовлены в 1884 году в Саратове, на судостроительном заводе, входившим в состав компании «Инженеръ А.В. Бари». Завод размещался в Затоне и Улешах.

 Производство барж осуществлялось сезонно — зимой собирали по московским лекалам, а резервуары летом. Численность рабочих составляла до 500 человек.

12 ноября 1887 года, газета «Саратовский листок» поместила объявление «...вновь открыт механический и чугунно-литейный завод О.Э. Беринга. Приготавливает разного рода земледельческие орудия, принимает полное устройство мельниц, маслобойных, пивоваренных заводов и соответствующих машин и аппаратов. Исполняет разного рода заказы по чугунно-литейному производству». Это предприятие называлось «Сотрудникъ», после национализации изменилось на «Сотрудник революции», сейчас это ОАО завод «Серп и Молот».

В Саратове к 1913 году котельное производство было сосредоточено на 7 заводах с числом рабочих до 1000 человек и 15 кустарных предприятиях с числом рабочих от 10 до 18 человек в каждом. Котельные работы выполнялись так же и на судостроительной верфи и в железнодорожных мастерских.

По своему характеру котельные работы делились на следующие 5 групп:

Предметы парового хозяйства, оборудования и сооружения для различных фабрик и заводов. К такого рода работам относились: изготовление паровых котлов, резервуаров, варочных котлов, огневых и паровых чашек, водоподогревателей, холодильников, компрессоров и др.

Судовые работы, такие как: изготовление корпусов барок, пароходов, землечерпальных машин, шаланд, баркасов и моторных лодок.

Железнодорожные работы.

Мелкие ремонтные работы по предметам указанным в первых двух группах.

Железные конструкции.

Работы первой категории производились на заводах Коробова и Чирихиной с постоянным штатом рабочих до 250 человек, не считая сезонных рабочих, которых насчитывалось до 200 человек.

Судовые работы производились на судостроительной верфи, где работало до 500 человек.

Железнодорожные работы выполнялись главным образом силами железнодорожных мастерских.

Мелкие заказы ремонтного характера выполнялись заводами Колесникова, Заматорина, Терентьева, Турабова и кустарями.

Железные конструкции изготавливались заводом Замберга.Так, например, им выполнены фермы Крытого рынка, водонапорная башня завода им. Ленина, фермы Вольского цементного завода.

В годы первой мировой войны, из-за нехватки рабочих и сырья, промышленное производство на предприятиях Саратова резко сократилось. Например, в 1916 году механические и чугунолитейные заводы Заматорина, Терентьева, Колесникова сократили производство от 25 до 75 процентов. 1 июля 1916 года, по случаю истощения запаса семян были остановлены маслобойный завод Попова, Гречанинова и других предпринимателей.

После Великой Октябрьской социалистической революции, котельное производство в Саратове было сосредоточено на одном небольшом котельном заводе, располагавшемся по Б.Затонской улице, национализированном в 1919 году отделом металла ГСНХ.

До пожара этого завода в 1921 году, завод работал интенсивно по обслуживанию местной промышленности, главным образом местной флотилии.

Пожар уничтожил заводские здания и попортил оборудование. Губсовнархоз не имея средств на восстановление котельного завода, передал оборудование в аренду рабочим завода, организовавшим производственную артель.

Для производства артель перебросила оборудование в помещение бывшей богодельни на улице Покровской (ныне ул. Лермонтова), совершенно не отвечающем требованиям котельного производства. Через некоторое время, артель перешла в другое здание на этой же улице, так же не приспособленное для котельных работ.

Из-за отсутствия запаса материалов и других оборотных средств, производственная деятельность артели стала невозможной. Котельное производство перешло в Губсовнархоз.

К этому времени, металлообрабатывающие заводы в Саратове существовали как самостоятельные автономные предприятия ГСНХ. Поэтому вопрос о котельном производстве мог получить свое разрешение в организационном отношении лишь как котельный цех при заводе «Сотрудник Революции» (сейчас завод «Серп и Молот»).

В 1923 году котельное производство с количеством рабочих до 70 человек вошло, на правах цеха, в завод «Сотрудник Революции». Для этого была занята бездействующая мало-литейная завода.

Однако, существующее помещение на заводе «Сотрудник Революции» развития котельного производства не обеспечивало, и котельный цех временно был переброшен на территорию завода «Универсалъ».

Возглавлял котельный цех заведующий цехом, назначенный заводоуправлением «Сотрудник Революции». Заведующему предоставлялось право приема заказов до 200 рублей . Заказы свыше этой суммы принимались заводоуправлением. Техническое руководство и контроль качества со стороны заводоуправления из-за территориального расположения котельного цеха, производства работ в отдаленных местах от Саратова и специфичности котельного производства, было недостаточным.

Котельный цех выполнял котельные работы (котлы, емкости) и ремонтные работы. Новых работ, большей частью мелких, выполнялось незначительное количество.

К 1926 году в Саратове насчитывалось всего 4 завода металлообрабатывающей промышленности. Это завод им. Ленина с количеством рабочих 899 человек, на котором выпускались проволочно-гвоздильные, болто-заклепочные, костыльные и шурупные изделия. («Саратовский Государственный гвоздильно-проволочный и болто-заклепочный завод им. Тов. Ленина»). Завод «Сотрудник революции» с количеством рабочих 316 человек, выпускавший двигатели внутреннего сгорания и производивший механические, литейные и ремонтные работы. Саратовский Государственный механический инструментальный завод «Универсалъ» с количеством рабочих 83 человека, изготавливавший машинные части и инструмент. Волжский чугунно-литейный завод с количеством рабочих 43 человека, производивший чугунное литье и выполнявший разные механические работы.

К тому времени встал вопрос об организации на заводе «Сотрудник Революции» серийного производства двигателей внутреннего сгорания. Для этого необходимо было освободить его от большинства ремонтных работ и других механических работ. В это же время возникла сотрая необходимость отделения от завода «Сотрудник Революции» совершенно несвойственного его природе котельного производства. Ремонтные работы были переданы Волжскому чугунно-литейному заводу, а котельное производство было решено организовать на новом заводе.

Текст и Фото

Видео